«теперь за народность почти все, но понимается она различно… Теперь все признают народность существенным элементом в человеческом развитии; но еще различно оно понимается».

«Как каждый человек в частности имеет отличающие его от других, ему собственно принадлежащие черты лица и нравственные свойства, так и каждому из государств принадлежит своя народность, так сказать свой характер, личность. Ее составляют совокупность действий и событий, совершившихся в среде какой-либо нации и отличающей ее от других». (1851)

 

 

В России полемика вокруг понятия «народности» в литературе началась в первом десятилетии XIX в. – т.е. еще до появления самого русского термина. В центре ее находился вопрос об идеальном образе народа, а также интерес национальным обрядам и обычаям, существовавшим в славянском прошлом. 

 

Начиная с 20-х годов XIX века на этом фоне периодически возникает идея создания национального (русского) музея. Необходимость создания такого музея мотивировалась тем, что каждый народ должен знать свою историю и хранить предметы, повествующие о ее прошлом и настоящем. Особенно актуальной она становится с середины века в связи с празднованием тысячелетия России.

 

«Для естественно-исторических, антропологических и этнографических исследований в России, и преимущественно в губерниях Московского Учебного Округа, и для распространения научных сведений по этим трем отраслям знания в публике, состоит при Императорском Московском Университете Императорское Общество Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии».

«Государь Император 6 августа 1845 года на ходатайство учредителей соизволил, с наименованием общества, коего цель состоит в разрабатывании отечественной географии, статистики и этнографии, географическим, благоволив утвердить в то же время представленный учредителями временный устав и даровать обществу по 10 000 рублей серебром ежегодно из государственного казначейства.»

из высочайше утвержденного временного устава Русского географического общества (1845 г.)

Анучин Дмитрий Николаевич

географ, антрополог, этнограф, археолог; заслуженный профессор Московского университета

О задачах русской этнографии

(Несколько справок и общих замечаний)

О задачах русской этнографии.

Александр Николаевич Пыпин

 

Читано в заседании Отделения Этнографии 17 апреля 1885 года

 

«Этнография не есть наука книжная; материал, над которым работает ученый, должен быть прежде всего собран в народной среде, в живом народном быту, не только внешнем – в обиходе народного права, обычая, промысла, но и в быту внутреннем – в задушевном мире народной поэзии, верования и предания. Исследователь, какою бы обширной эрудицией не располагал в объяснении этнографических фактов, прежде всего зависит от своего материала, от степени знания и искусства собирателя.

«Интерес к знанию в народе есть залог того, что и серьезная наука явится и сделается необходимостью каждого. Главное—возбудить интерес к знанию и поддерживать его, а само знание необходимо придет за тем». (Президент Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии Г. Е. Щуровский.)

Об этнографии. Часть первая. Автор текста: Н.А. Александров (1898 год)

AleksandrovЧто такое этнография? Когда и для чего появился этот термин? Кто его использовал и в каких целях? Для того, чтобы разобраться в этом, попробуем проследить как исторически выстаивалось отношение к этому понятию. Сперва остановимся на том, что писалось об этнографии в разные периоды. 

Публикуемый ниже текст размещен в книге: Народы России. Этнографические рассказы для детей. Пустыни Севера и их кочующие обитатели / Н. А. Александров (подробнее здесь). Приводим отрывок из Предисловия и Очерк из Толкователя.