Взаимодействие староверческих согласий в городе Орехово-Зуево

 

В России существует множество конфессий. Их появление связано с разными историческими событиями и людьми. Религиозная составляющая российской истории представляет собой особую сторону богатства отечественного многообразия.

 

Современный город Московской области Орехово-Зуево столетие назад был одним из сосредоточений различных религиозных течений. Прежде эта местность входила в состав так называемой Патриаршины, включавшей в себя села Орехово и Зуево, а также ряд других населенных пунктов. Рядом находился другой старообрядческий район – Гуслицы. В селе Зуево ходила поговорка, что здесь имеется 77 разных вер, да каждый новый год новая вера рождается. Большое число религиозных ответвлений от православного древа жило на этой земле. Самыми многочисленными можно считать поморское и белокриницкое согласия.

История развела верующих православной церкви. Внутренний конфликт между «крыльями» старообрядчества стал разрастаться едва ли не сразу после церковного собора 1666-1667 годов и раскола. У поморских старообрядцев выработались свои правила и устои, у белокриницких – иные, порой совсем друг другу противоположные. Одно из отличий состоит в наличии священников у белокриницкого согласия (отчего и называются поповцами) и в отсутствии таковых у поморцев (соответственно – безпоповцы).

Старообрядчекий храм Рождества Пресветыя Богородицы в Орехово-Зуево построен поморской общиной в 1884 году. В 1936 году был закрыт советскими властями и передан аэроклубу. Через год был закрыт храм Рождества Пресветыя Богородицы белокриницкого согласия.

Изменения произошли летом 1990 года, когда по решению городского Совета народных депутатов, храм Рождества Пресветыя Богородицы, принадлежащий ранеепоморской общине, был передан белокриницкому согласию (Русской  Православной старообрядческой Церкви). Поморская  община не могла взять его на баланс, советский период  тяжело отразился на состоянии согласия, кроме этого  отсутствовала государственная регистрация общины.  Начались реставрационные работы, длившиеся более 20  лет, так как храм находился в плачевном состоянии.

Фактическими хозяевами храма являлась община    Русской Православной старообрядческой Церкви, однако    и  поморской общине нашлось место. По обоюдному  согласию община в середине 1990-го года заняла   северный  предел храма. В 1991 году община  Древлеправославной  Поморской Церкви была  зарегистрирована. В 1996 году  северный предел был освящен и стали проводиться службы. 

 

 

В 2013 году состоялось освящение храма представителями Русской Православной старообрядческой Церкви и были начаты регулярные службы. Сегодня под сводами храма молятся верующие разных согласий православия, разведенные историей по разным общинам и сведенные историей в стенах общей церкви. 

 


 

*** 

Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево // [Электронный ресурс] Сайт «Русская вера».

Безгодов А.А., Михайлов С.С. Старообрядческие храмы в Орехово-Зуево – М.: «Археодоксiя», 2013.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В двух томах / Сост. Г.М. Прохоров. Общ. ред. В.В. Неохотина. М., Институт Ди-Дик, 2016.